Этот год – особенный. Российская театральная общественность готовится отметить главный юбилей – юбилей МХАТов. И отмечать его будут на государственном уровне. Принята специальная программа, ведь 125-летие Московского Художественного театра – событие знаковое и дата серьёзная. К этому событию Московский Художественный театр имени Чехова и Московский Художественный академический театр имени Горького готовятся активно и глобально. Всё пока покрыто тайной, и театры засекречивают свои юбилейные проекты. Но есть надежда, что в честь такого события труппы легендарных театров объединятся в уникальном совместном проекте.
Известно, что МХТ планирует порадовать премьерой документального спектакля «Юбилей юбилеев». На легендарной сцене представят историю о том, как театр отмечал день рождения в разные годы своего существования. В свете сегодняшнего дня такая театральная история должна смотреться свежо и неожиданно. Другая ожидаемая премьера чеховцев – «Старомодная комедия». Кстати, эту пьесу репетируют и в Театре Моссовета.
В МХТ им. Чехова знаменитую пьесу Алексея Арбузова поставит молодой талантливый режиссёр Никита Кобелев. Исполнителей заглавных ролей пока не объявили. К 80-летию разгрома Советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве приурочена специальная премьера «Сталинград-Волгоград». Показ состоится 5 февраля на Малой сцене. В основе постановки – фрагменты повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В советское время повесть стала первой ласточкой военной прозы, в которой Великая Отечественная война была представлена честно и без прикрас. Путешествие зрителей по Волгограду, его современным и дореволюционным знаковым историческим местам позволит окунуться в тревожное время великой битвы и почувствовать трагизм военных лет. На март запланирована премьера «Дяди Вани», которую на Большой сцене представит режиссёр Денис Азаров. Горьковский МХАТ свои юбилейные планы пока не озвучил.
Вахтанговский театр в марте заявил о премьере спектакля «Амадей». Ученик Римаса Туминаса Анатолий Шульев работает над пьесой Сергея Плотова. В главных ролях вахтанговские звёзды – Алексей Гуськов и Виктор Добронравов. 30 апреля состоится открытие Дома Вахтангова во Владикавказе. Этого события ждали давно, к нему готовились. Дом, в котором вырос великий режиссёр, привели в порядок, полностью отреставрировали. Это будет современный культурный Вахтанговский центр, в котором откроются музей, арт-кафе и театральный зал. Театр к его открытию запланировал большие гастроли в столице Северной Осетии.
Театр Моссовета порадует «Сценами из супружеской жизни» в постановке Андрея Кончаловского. В главных ролях – Юлия Высоцкая и Алексей Розин. В основе спектакля одноимённый фильм Ингмара Бергмана, получивший премии «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и премию Национального общества кинокритиков США сразу в четырёх номинациях, в том числе – за лучший сценарий. В планах Моссовета – «Бременские музыканты» в постановке Евгения Марчелли. На роль Атаманши утверждена Екатерина Гусева, а в «Пиковой даме» в режиссёрской версии Игоря Яцко заявлена несравненная Валентина Талызина. Режиссёр Владимир Скворцов репетирует вечную «Старомодную комедию», в главных ролях: Ирина Климова и Владимир Майзингер. Премьера состоится 11 марта 2023 года.
Зрителей Театра им. Маяковского ждут две интересные работы. Егор Перегудов поставит спектакль «Вспоминая моих несчастных…» по повести Габриэля Гарсиа Маркеса. В главной роли – худрук «Маяковки» народный артист Игорь Костолевский. Обещают показать в марте. Также театр ведёт переговоры с Сергеем Урсуляком. Известный кинорежиссёр мечтал реализовать себя на театральной сцене. Пьеса пока не выбрана. «Скорее всего, советская драматургия, потому что Сергей Урсуляк её любит и хорошо чувствует. Если всё получится, во второй половине зимы мы начнём репетиции и весной 2023 представим зрителям премьеру», – известил Игорь Костолевский.
Театр Наций готовит сенсацию – свою версию скандального романа Густава Флобера «Мадам Бовари». Её представит режиссёр Андрей Прикотенко с Александром Семчевым и Александрой Ревенко в заглавных ролях.
На Основной сцене театра «Современник» появится спектакль «Убить Бобрыкина» по одноимённому роману Александры Николаенко. В необычной роли режиссёра выступит рок-звезда и певец Гарик Сукачёв. Роман был отмечен главной литературной премией «Русский Букер». Это психологический триллер, где любовь, нежность и история одного убийства сойдутся на театральной сцене.
Театр Ленком в 2023 г. порадует двумя громкими постановками. В феврале прогремит булгаковский «Бег», который репетирует Александр Лазарев. Ленкомовская команда ищет новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб в легендарной, вечно современной пьесе Михаила Булгакова «Бег». В спектакле занята целая плеяда звёзд театра – Игорь Миркурбанов, Анна Якунина, Андрей Агапов, Леван Мсхиладзе, Андрей Леонов. Максим Аверин блеснёт в спектакле в роли генерала Чарноты в паре с Владимиром Большовым. Трагические события времени, чужбина, одиночество. Глобальная тема российской действительности – неразрывная связь с судьбой своего народа, своей родины. Вне её жизнь становится бесплодной и бессмысленной – такова булгаковская и ленкомовская трактовка «Бега». Когда в мире царят хаос, кровь и борьба, спасти может только пронзительная любовь. Марк Варшавер выступил директором этого театрального проекта. Алексей Франдетти, новый главный режиссёр Ленкома, начал работать над спектаклем о буйных молодых годах Владимира Маяковского. Над названием пока думают. Премьеру обещают выпустить в июле, к 130-летию поэта. За музыкальную составляющую проекта отвечает рэпер Баста. Актёрский кастинг держат в секрете.
Московский Губернский театр порадует зрителей 16 февраля комедией по пьесе современного драматурга Андрея Ларионова «Женитьба. Почти по Гоголю». Режиссёр – Сергей Безруков, художник-постановщик – Дмитрий Дробышев. В спектакле звучит музыка Яна Тирсена. Худрук театра Сергей Безруков так сформулировал появление такого спектакля: «В труппе театра много замечательных актрис старшего поколения, достойных больших интересных ролей, но, к сожалению, в драматургии, как правило, им предназначены роли третьего плана. После безуспешных поисков подходящего материала театр заказал весёлую пьесу, которая была написана специально под наших актрис. В новом спектакле фактически у каждой – центральная роль, и я, как художественный руководитель, очень этому рад. Здесь сплелись знакомый сюжет и колоритные, обаятельные персонажи, за судьбой которых будет интересно следить зрителям разных поколений». Поэтому в «Женитьбе» вместо разборчивой невесты на сцене педантичный жених, приятный во всех отношениях, но страшно нерешительный.
Но женитьба – дело непростое, и каждый борется за своё право на счастье. В этой борьбе схлестнутся женщина-терапевт, женщина-повар и милая дамочка с гибким характером. Ирония, феерия и гротеск украсят гоголевскую «Женитьбу». Ну а кто же займёт заветный пьедестал в этой битве за семейное счастье, кого Иван Кузьмич изберёт подругой жизни навеки? Всё это можно будет узнать уже в феврале, на Большой сцене Московского Губернского.
До встречи в театрах!