Обнаружение библейской каны ставится под сомнение

БЕЙРУТ, 23 дек — РИА «Новости», Юлия Троицкая. Исследователи Библии подвергают сомнению достоверность заявлений израильских археологов об обнаружении библейской Каны, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо.

Недавно израильские археологи объявили, что во время раскопок в Галилее на севере Израиля им удалось найти город, который, по их мнению, является библейским городом Кана, где приглашенный на свадьбу вместе со своими учениками Иисус Христос превратил воду в вино.

Они считают, что найденные в этом месте обломки каменных сосудов для ритуального омовения по размеру — 30, 40 сантиметров в диаметре — похожи на те, которые описаны в Евангелии от Иоанна. Кроме того, обломки сосудов относятся к римскому периоду, когда Иисус путешествовал по Галилее.

Однако, как указывает в четверг электронная версия ливанской газеты «Ан-Нахар», Ливан по-прежнему утверждает, что библейская Кана, где по преданию Иисус Христос совершил свое первое чудо, находилась на юге Ливана недалеко от прибрежного города Тир на месте современной деревни с одноименным названием. Здесь находится пещера, где укрывались от преследователей первые христиане. Там же найдены наскальные рельефы, изображающие группы людей, в том числе, как утверждают, Иисуса Христа с апостолами. Кроме того, древние историки Евсевий Кессарийский и Иероним утверждали, что упоминающаяся в Новом завете Кана располагалась именно недалеко от Сидона (современного Тира), отмечает газета.

Исследователи истории христианства придают большое значение совершенному в Кане чуду не только потому, что оно было первым, но и потому, что это ключевая отметка в жизненном пути Иисуса, когда слава его росла, он уже выбрал своих учеников и должен был продемонстрировать им свое божественное начало.

Газета напоминает, что ранее американские археологи несколькими милями севернее раскопали поселение, где также обнаружили остатки каменных сосудов времен Иисуса и на этом основании заявили, что нашли библейскую Кану.

По этой причине археолог Симон Гибсон сомневается, что последняя находка израильских археологов — та самая Кана. Он убежден, что подобные сосуды откапывают нередко и нельзя считать это доказательством, что именно в этом месте Иисус совершил свое первое чудо. «Обнаружение каменных сосудов того времени еще не доказывает, что здесь находится описанный в Библии город, для этого нужны более весомые факты», — добавил археолог, слова которого цитирует «Ан-Нахар».

Исследователь Библии в Иерусалиме Стефан Пфанн также придерживается мнения, что найденные недавно в Галилее осколки вызывают множество вопросов. «Достаточно очевидно, что эти развалины относятся к первому веку, но нужно собрать больше информации, чтобы правильно определить, что они из себя представляют», — сказал он.