Россия, Китай и США занимаются разработкой стратегических бомбардировщиков

Россия, Китай и США занимаются разработкой стратегических бомбардировщиков

В стане стран, имеющих на вооружении стратегические ракетоносцы-бомбардировщики, ожидается пополнение – Китай туманно (как обычно) намекает о готовности в ближайшей перспективе поднять самолёт собственной разработки. Сразу надо отметить – стратегической авиацией межконтинентальной дальности сегодня обладают всего два государства – Россия и США. Но и давние соперники тоже не стоят на месте и готовят пополнение в своих рядах.

Проект-загадка

Китайский военно-промышленный комплекс умеет хранить военные тайны. И когда появляются сведения о разработках в средствах массовой информации, это значит одно – нечто уже есть «в железе», и надо готовиться к очередной премьере от соседей с Востока. Так было с китайскими истребителями 5-го поколения, с гиперзвуковыми ракетами. Сейчас скудные данные появились о проекте Н‑20 – стратегическом носителе из Китая.

Вот что о нём выловили в открытых источниках эксперты авиационного журнала «Взлёт» и разместили в своём телеграм-канале. Китай уже готовится к началу испытаний самолёта, имеющего «решающее стратегическое и историческое значение», заявил на состоявшейся на этой неделе встрече с трудовым коллективом китайского лётно-испытательного центра CFTE в Яньляне (район Сианя в провинции Шэньси) его партийный лидер Гэ Хэпин. Об этом сообщило китайское издание Global Times, учреждённое главным «рупором» Компартии Китая – газетой «Жэньминь жибао». Гэ Хэпин призвал весь персонал предприятия «полностью осознать чрезвычайную важность выполнения этой миссии».

И хотя тип самолёта назван не был, большинство экспертов сходятся во мнении, что речь идёт об окутанном плотной завесой тайны создаваемом корпорацией XAC в Сиане малозаметном стратегическом бомбардировщике H-20, который, как считается, может стать своего рода аналогом американских B-2 и B-21. В пользу этой версии говорит тот факт, что H-20 в КНР принято официально именовать «стратегическим» проектом, но сам факт его разработки официально в КНР пока не подтверждают. Тем не менее имеется более или менее достоверная информация, что к предварительным исследованиям по данной теме приступили в Сиане около двух десятилетий назад. База есть, там расположены соответствующий проектный институт, ранее известный под номером 603, он выполняет функции нашего ЦАГИ, КБ и завод, ныне входящие в состав Сианьской авиастроительной корпорации (Xian Aircraft Industrial Corporation). Именно здесь разрабатывались и до сих пор продолжают строиться китайские модификации советского Ту‑16 – бомбардировщики-ракетоносцы H-6, являющиеся развитием удачной и надёжной туполевской машины. Здесь же разработан и производится тяжёлый военно-транспортный Y‑20 (аналог нашего Ил-76), новый турбовинтовой палубный самолёт радиолокационного дозора KJ‑600 (у нас таких сейчас нет), а также пассажирские турбовинтовые МА60 и МА600 (модернизация Y‑7 – «клона» советского Ан-24), создаётся новый региональный «турбопроп» МА700.

Считается, что после анализа различных концепций будущего бомбардировщика к 2011 г. китайские конструкторы и военные остановили выбор на варианте четырёхдвигательного малозаметного дозвукового самолёта, выполненного по схеме «летающее крыло» с верхними воздухозаборниками, в целом подобного американскому B-2. Отдельные элементы концепции H-20 могли отрабатываться на малозаметном ударном беспилотном летательном аппарате GJ-11 Sharp Sword («Острый меч»), публично дебютировавшем на параде в Пекине 1 октября 2019 г. и уже поступающем на вооружение НОАК. Считается, что в качестве силовой установки бомбардировщика могут использоваться китайские турбореактивные двигатели, являющиеся бесфорсажной модификацией двигателя WS-10 Taihang, применяемого в разных версиях на истребителях J-10C, J‑11B, J-15, J-16 и J-20, либо вариант ТРДД типа WS-18, которыми с прошлого года начали оснащаться военно-транспортные Y-20 (раньше на них использовались российские Д‑30КП2).

Ожидается, что в состав вооружения, размещаемого во внутренних отсеках, войдут дозвуковые крылатые ракеты KD‑20 (применяются на ракетоносцах H‑6M, H-6K и H-6N с подкрыльевой подвески), возможно, будут и другие типы высокоточного оружия «воздух-поверхность», а также авиабомбы различных калибров.

Предполагается, что вплотную разработкой H-20 занялись в 2013 г., вскоре после успешного первого полёта построенного в Сиане военно-транспортного Y‑20, а спустя пять лет уже стартовали отработки бортовых систем на стенде интеграции «железная птица». По мнению некоторых экспертов, первый полёт опытного образца ожидается в 2023 г., но никаких официальных подтверждений этому пока нет.

Новое «летающее крыло» из США

Название своего нового малозаметного стратегического дальнего бомбардировщика американцы в отличие от китайцев не скрывают. Это Northrop Grumman B-21 Raider. И ВВС США даже демонстрируют в прессе компьютерные трёхмерные изображения «стратега», из которых, правда, не слишком понятно, чем он будет принципиально отличаться в лучшую сторону от предшественника В-2 Spirit. Схема планера – летающее крыло, как и у В-2, явно видна заточенность на стелс-технологии, то есть технологии малозаметности. «Самолёт будет публично представлен до конца этого года и совершит первый полёт в 2023 году», – заявил сенатор Майк Раундс, посетив в июле цеха предприятия в Палмдейле, штат Калифорния, где ведётся сборка шести опытных образцов этого самолёта. Сенатор был немногословен, сославшись на секретность проекта, но добавил: «Я рад сообщить, что программа B-21 идёт по графику и в рамках выделенного бюджета». Тут сенатор явно кривит душой, первый полёт нового бомбардировщика должен был состояться ещё в декабре 2021 года. То есть сроки прилично сдвинуты вправо. Вроде как пандемия помешала сделать работу в соответствии с графиками. И сейчас по срокам США идут нога в ногу с Китаем.

По планам, сдвинутым вправо, первые серийные В-21 поступят в ВВС США в 2026-м или даже в 2027 году. Если самолёт подтвердит заявленные характеристики, то ожидается заказ 145 машин. Что интересно, им предстоит заменить сравнительно молодые бомбардировщики B‑1B и B-2A. А ветераны холодной войны – стратегические B-52 останутся на службе, по заявлениям американских официальных лиц, как минимум до 2045 года! Вероятно, их ждут глубокая модернизация и новые двигатели – последний В-52 был построен 60 лет назад.

ПАК ДА России

С перспективным авиационным комплексом Дальней авиации (ПАК ДА) конкретики не больше, чем у Китая. Заводское обозначение «Изделие 80», имя собственное – «Посланник». Известно, что схема планера примерно такая же, как у американца и китайца, всё то же «летающее крыло». Силовые установки для него создают в Самаре на «ОДК-Кузнецов». Вероятнее всего, в них используется газогенератор двигателя Ту-160М – НК-32 второй серии и наработки по двигателю «восемнадцатитоннику» НК-56, который предполагали ставить на дальнемагистральный лайнер Ил-96. Он будет бесфорсажным, но ещё более мощным. Соответственно, самолёт однозначно дозвуковой, как и зарубежные «аналоги», с огромной дальностью полёта, до 15 тыс. километров, вооружённый дальнобойными крылатыми ракетами, позволяющими стратегу для выполнения боевой задачи не входить в зону действия противовоздушной обороны (ПВО) противника. Наверняка в номенклатуру вооружений будут входить и сверхзвуковые, и противокорабельные, и гиперзвуковые ракеты. В разных источниках можно найти данные о том, что новый ракетоносец будет способен нести и бомбы. Технология малозаметности требует размещать всё вооружение внутри фюзеляжа.

Первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрей Ельчанинов в декабре прошлого года заявил, что «работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объёме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолёта будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания». Но оговорился: «Сейчас все усилия ПАО «Туполев» сконцентрированы на запуске производства Ту-160М, первый полёт которого возможен уже в этом году. В новой Государственной программе вооружения перед ПАО «Туполев» будут поставлены задачи по сопряжению их техники с беспилотниками и оснащению летательных аппаратов новыми типами вооружения».

Из этого можно сделать вывод, что работа над созданием ПАК ДА пока не в приоритете. Новенький сверхзвуковой Ту‑160М и правда полетел в январе 2022 г., Казанский авиазавод сумел восстановить, казалось, утраченные технологии, в том числе вакуумную сварку силовых элементов фюзеляжа из титана, надо наращивать серийное производство.

А ПАК ДА по ранее заявленным планам должен поступить на вооружение не позже 2027 года. Об этом сообщалось в 2019 г., и так прописано в Государственной программе вооружения. Отсюда делаем вывод – все три страны со стратегическими амбициями новые бомбардировщики на вооружение непременно поставят. Но американцы перенесли первый полёт на 2023 г., несмотря на свой богатый и вполне удачный опыт создания бомбардировщиков-невидимок. У нас работы идут, но о скором подъёме ПАК ДА в небо пока не слышно. А вот Китай может неожиданно для всех «выстрелить». Но без опыта создания самолётов стратегического класса и такой авиастроительной школы, научной базы, какие есть у России и США, у Китая имеются все шансы застрять с доводкой опытных экземпляров. Копирование, чем славятся китайские инженеры, в данном случае не прокатит. Внешний облик – да. Но нужны технологии и материалы собственных разработок.