На ММКФ-44 лучшим документальным фильмом стал «Святой Архипелаг» Сергея Дебижева

На ММКФ-44 лучшим документальным фильмом стал «Святой Архипелаг» Сергея Дебижева

Привет, привет, читатели моей любимой газеты «Аргументы недели»! Как правило, по итогам фестивалей принято соглашаться или не соглашаться с призами, розданными жюри основного конкурса. В случае с 44-м Московским международным кинофестивалем хочется изменить эту практику и обратить внимание на итоги конкурса неигрового кино. Дело в том, что главный приз «Серебряный Святой Георгий» достался выдающемуся, на мой взгляд, фильму нашего соотечественника Сергея Дебижева «Святой Архипелаг». И это сенсация.

Сергей Дебижев известен как документалист с начала 1990-х. Среди «продвинутой» молодёжи особенно популярен был его фильм «Два капитана – 2» с Курёхиным в главной роли. В 2010 г. он пробует себя как режиссёр игрового кино и снимает экзотический фильм «Золотое сечение» с Ксенией Раппопорт. Возвращаясь к жанру документалистики, он снимает два ярких фильма о феноменальном пассионарии Иване Солоневиче, философе, общественном деятеле, теоретике монархизма и победителе самого Поддубного: «Последний рыцарь империи» и «Раскалённый хаос».

Особое место в творчестве режиссёра занял фильм «Крым Небесный», посвящённый красотам природы Крыма и его историческим памятникам.

Прикасаясь к теме молодости, Дебижев художественно обобщает исторический смысл русской рок-волны в фильме «Рок за гранью», который энергией монтажа вошёл в резонанс с огненной стихией самой музыки. И вот сейчас на смену огню пришёл воздух, но не застывший, а с позёмкой, метелью, ветром, ветерком, дуновением ветерка, в которые автор погружает Соловецкий монастырь, что расположился на берегу Белого моря, на одном из шести островов архипелага – Соловецком.

Погружая монастырь в бьющую красотой природу острова, как во время зимы, так и лета, режиссёр создаёт образ рая на земле, где живут благодушные монахи и старцы. Они, как ангелы, разговаривают с Богом и молитвенно разгоняют тьму. «Пора переходить на светлую сторону жизни», – формулирует свою центральную мысль режиссёр.

Вообще современная документалистика чаще ориентирована на жизненные кошмары и сладострастно их регистрирует – такой сегодня тренд. Ему Дебижев противопоставляет своих героев монахов, их жизнь, которая проходит как в храме, так и за работой: вот они собирают сено в стога, вот занимаются ремеслом, вот изготавливают свечи, вращая огромное колесо, с которого тянется восковая нить. Не без юмора автор подмечает детали современности: делая просвиры, монахи отправляют их печься в микроволновку. Мы побываем и в разных монастырских мастерских. В одной из них умелец делает земные деревянные кресты. Кстати, на островах их исторически более 3 тысяч.

Попутно с рассказом о шести днях творения, на которые композиционно разбит фильм, мы узнаём интересную историческую информацию, например, о том, что до революции было принято отправлять в монастырь из сёл подростков, чтобы они учились у монахов Священному Писанию, а также рыбацкому и полевому делу, дисциплине. Потом возвращались домой и уже были готовы обзаводиться семьями и своим хозяйством. А вот в кадре современная артель рыбаков, которая занимается своим промыслом недалеко от стен монастыря. Камера не просто полюбуется ладной работой рыбаков с шестами на лодках, но и заглянет в подводное царство, обнаружив там много живописного.

Поскольку кроме неба и земли Бог создал ещё зверей и рыб, режиссёр не забывает «И гад морских подводный ход //И дольней лозы прозябанье». В фильме из леса показываются олени, из воды – тюлени, из полей – цветы. Птички садятся на ладони монаха, чайки летают на закате и на рассвете мимо крепостных стен, сложенных из каменных валунов в человеческий рост, за которыми маковки монастырских церквей кажутся совсем воздушными.

При этом фильм снят, если угодно такое сравнение, не на одной ноте, а использует все ноты эмоциональной гаммы: от монахов, играющих в снежки, до возможности увидеть священное таинство посвящения в монахи, съёмки которого, безусловно, – режиссёрское достижение. Ведь камеру на подобные таинства никогда не пускают. Но тут другое дело. По качеству и просто объёму съёмок в фильме видно, что режиссёр приехал делать не репортаж, а серьёзное кино, и братия в него поверила.

Отдельная глава в фильме посвящена судьбе монастыря после революции. Мы узнаём, как узников из Белой гвардии грузили в баржи, а потом их топили в море, как храмы превращались в казематы, где, чтобы не замёрзнуть, заключённые спали «штабелями». Как зверствовали охранники и как отправлялись в рай мученики. Об опасности современной безбожной цивилизации старцы говорят на фоне монтажа небоскрёбов и виадуков, мчащихся авто, стекла и бетона. Они уверены, что второе пришествие Христа наступит, когда людям станет совсем невмоготу. И они его не торопят. Они молятся, чтобы человек оправдал замысел Бога. Ведь когда Бог надумал создать человека и создал его, «он увидел, что это хорошо».

В заключение скажу, что сотрудничество Сергея Дебижева с Вячеславом Бутусовым в качестве композитора сделало фильм «Святой Архипелаг» настоящей киносимфонией.

Браво!