Вагнеровские страсти Дмитрия Чернякова

Вагнеровские страсти Дмитрия Чернякова

В Государственной опере Берлина закончился третий блок премьерного показа сценической версии Рихарда Вагнера «Кольца нибелунга» в постановке главного оперного российского режиссёра Дмитрия Чернякова. Это четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Сумерки богов». Реалии 2022 года оставили свой отпечаток на прочтении важнейшего музыкального опуса, и «Кольцо» стало самым значимым мировым культурным событием.

Музыкальную и оркестровую концепцию постановки Чернякова блестяще воплотил дирижёр Кристиан Тилеманн. Это был марафон из четырёх спектаклей, 15 часов чистой музыки, который сопровождался аншлагами, овациями обычных бюргеров, немецкого истеблишмента с Ангелой Меркель и её супругом (они не пропустили ни одного спектакля), критиков и фанатов со всего мира. И теперь ясно, что мифологический романтизм и имперскость для вагнеровской тетралогии отошли на второй план, когда циничная реальность оказывается созвучна великой музыке и режиссёрскому мировоззрению.

Вагнеровские страсти Дмитрия Чернякова

Эта премьера выпускалась в сложный период для театра. Во время апрельского концерта в Берлинской филармонии бессменного руководителя берлинской Staatsoper Даниэля Баренбойма настиг сердечный приступ, от которого он не смог оправиться. Театру пришлось срочно искать замену музыкального руководителя театра. И выбор пал на Кристиана Тилеманна, лучшего вагнеровского дирижёра. И все четыре вечера в компании дирижёра и оркестра были наполнены мощью и яркими безукоризненными интерпретациями. Дирижёр стал не только соавтором режиссёрской концепции Дмитрия Чернякова, он создал иной, свой мир. За ним «последовала» роскошная команда певцов, собранная, как бриллианты, по всему миру. Это чудо чудное – немецкий баритон Михаэль Фолле (верховный бог Вотан), неожиданно забавный Роландо Виллазон (пройдоха-трикстер Логе), роскошный актёр и баритон Йоханнес Мартин Кренцле (Гном-нибелунг Альберих), интеллигентный очкарик Стефан Рюгамер (Миме, брат Альбериха), колоритный финский певец Мика Карес (Фазольт), Клаудиа Манке (Фрика) в образе неадекватной светской дамы. Все настолько органичны и прелестны, что диву даёшься. Будто вагнеровская музыка для них как воздух и солнце!

Вагнеровские страсти Дмитрия Чернякова

Для режиссёра Дмитрия Чернякова планетарный вагнеровский мир с мифами, богами, героями – расширяется и уходит в новые горизонты, как нейроны и нервные окончания человеческого мозга. Действие «Кольца» он переносит в научно-исследовательский комплекс, где директор-руководитель Вотан проводит эксперименты над человеческим мозгом и пытается создать новую реальность. Но его трагедийная сила как раз и состоит в том, что мир искусственной стимуляции он стал воспринимать за действительность.

В концепции Чернякова, как в мифах, три этапа мироздания: высший (боги-руководители), средний (виварий с живыми подопытными кроликами и хомячками), нижний (подземный Нибельхайм). Сценография и декорации тетралогии настолько стилизованно кинематографичны, что, когда декорации бесшумно передвигаются по горизонтали или вертикали или крутятся, как карусель, ловишь себя на мысли, что слышишь звук и шум работающего кинопроектора и действие на театральной сцене воспринимаешь как кинопоказ. Но нет! Это не кинотеатр, это опера! Вагнер! И Черняков, который предстал здесь в двух ипостасях – режиссёр-постановщик и сценограф.

Вагнеровские страсти Дмитрия Чернякова

На эту глобальную, десятую, постановку в государственной Берлинской опере он собрал «золотую» команду, с которой работает давно. Это художник по свету Глеб Фильштинский, художник по костюмам Елена Зайцева, видеохудожник Алексей Полубояринов.

И для Черняков & Kо в вагнеровском сюжете «Кольца» важны прежде всего человеческие взаимоотношения. Именно они выглядят живо, ярко и выпукло и от того трогают и возбуждают, и слушатель-зритель живо реагирует.