Правительство России запланировало реформу системы детских пособий

Правительство России запланировало реформу системы детских пособий

На прошлой неделе правительство РФ анонсировало масштабную реформу системы детских пособий РФ, которые поэтапно вводились в 2018–2021 годах. На сегодняшний день выплаты на детей, прозванные в народе «путинскими», получают миллионы российских семей. Власть пообещала, что с 1 января система станет более прозрачной и удобной в пользовании. Однако даже беглый анализ нововведений сразу же даёт понять, что более удобной обновлённая система станет разве что самому государству, всегда (а в данный момент – особенно сильно) заинтересованному в экономии средств.

Суть заявленной правительством реформы в двух словах сводится к появлению единого пособия вместо спектра из шести различных по сумме выплат, предназначенных семьям с детьми разного возраста, разной очерёдности рождения и с определённым уровнем достатка. Сегодня в этот спектр входят: 1) выплата малоимущим беременным, вставшим на учёт до двенадцати недель; 2) выплата на ребёнка до полутора лет неработающим родителям; 3) выплата на первенца до трёх лет; 4) пособие на третьего ребёнка до трёх лет в регионах со сложной демографической ситуацией; 5) выплата на ребёнка от трёх до восьми лет; 6) выплата на ребёнка от восьми до семнадцати лет. Предполагается, что единое (в формулировке властей – «универсальное») пособие охватит весь спектр получателей от беременных женщин до семей с почти совершеннолетними детьми. Критериев для получения будет два – среднедушевой доход на каждого члена семьи не выше регионального прожиточного минимума и соответствие критериям нуждаемости (тем, по которым сейчас проверяют получателей пособий на детей от трёх до восьми и от восьми до семнадцати лет). Исчисляться это пособие будет также по единой формуле для всех и составит 50, 75 или 100% прожиточного минимума в конкретном регионе в зависимости от уровня дохода. Подтверждать право на него будет необходимо раз в год. Насколько же новый порядок будет выгоден получателям?

Начать стоит с того, что из числа получателей «путинских» пособий выбывает значительное число семей с первенцами в возрасте до трёх лет и с третьими детьми того же возраста (в тех регионах, где платят это пособие) с доходом «чуть выше среднего». По действующим сегодня правилам, право на выплату они получают при условии дохода не выше двух прожиточных минимумов трудоспособного населения на каждого члена семьи, включая новорождённого ребёнка. Введение универсального пособия срежет эту планку с двух ПМ до одного да ещё и общерегионального, который традиционно ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения. Справедливости ради отметим, что теряющим пособие власть подсластила пилюлю возможностью оформить выплату в том же размере и по тем же критериям, что сейчас, из материнского капитала – именно оттуда её сейчас получают семьи, где родился второй ребёнок.

Впрочем, те семьи с детьми до трёх лет, кто право на пособие всё же получит, тоже окажутся в менее выгодном положении по сравнению с сегодняшним днём. Если в данный момент размер пособия на первенца от рождения до трёх лет при условии прохождения по доходам составляет в любом случае прожиточный минимум (ПМ) ребёнка в регионе, то после 1 января сумма будет варьироваться от 50 до 100% этой суммы в зависимости от дохода, и получить полную выплату смогут совсем уж неимущие – те, у кого среднедушевой доход на члена семьи не дотянут до регионального ПМ даже после пособия в 50 или 75%. Кроме того, будут учитываться критерии нуждаемости (количество недвижимости, наличие автомобиля, земельного участка и т.д.), которые в данный момент для семей с детьми младше трёх лет значения не имеют. Тем не менее эти семьи параллельно с выплатой от государства смогут также по своему желанию оформить и получать выплату из материнского капитала, о которой говорилось выше, – если, разумеется, он ещё не потрачен. К слову, универсальное пособие семьи с низкими доходами смогут оформить не только на первенца, но и на второго или последующих детей.

В невыгодной ситуации также могут оказаться некоторые неработающие родители детей до полутора лет, которые в данный момент вправе рассчитывать на стабильную выплату в 7, 7 тыс. рублей (именно такова сейчас сумма пособия для женщин, которые до беременности не работали и, соответственно, не получают выплаты от работодателя по линии ФСС). После введения нового порядка их пособие может оказаться как больше, так и меньше – в зависимости от размера ПМ в регионе и дохода в их семье. А может случиться и так, что в связи с появлением планки доходов и в соответствии с критериями нуждаемости некоторые молодые мамы и вовсе утратят право на выплату (если, к примеру, у супруга высокая зарплата или в семье больше двух квартир или автомобилей).

Тем не менее у нового порядка будут и свои бенефициары. В частности, в более выгодном положении могут оказаться малоимущие беременные, вставшие на учёт в медицинской организации на ранних сроках. В данный момент их пособие фиксировано по сумме и составляет 50% прожиточного минимума трудоспособного населения в конкретном регионе. После введения нового порядка размер пособия может достигать 100% общерегионального прожиточного минимума – правда, при этом будут учитываться упомянутые выше критерии нуждаемости.