Донецкий ученый Андрей Сафонов: Русский мир состоит из осознанных победителей

Донецкий ученый Андрей Сафонов: Русский мир состоит из осознанных победителей

Наш сегодняшний гость – Андрей САФОНОВ, заведующий кафедрой ботаники и экологии биологического факультета Донецкого национального университета. Дело в том, что воюющий Донбасс не замыкается на своих сиюминутных проблемах, а продолжает думать о развитии и будущем региона, о сохранении природы и экологии. Донецкий специалист рассказал о буднях сегодняшней науки Донбасса, о биологической и ботанической сферах шахтёрского края, о влиянии промышленности и теперь уже военных действий на экологию кряжа.

– Андрей, вы молодой донецкий учёный. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своей научной сфере.

– Не хочется сразу разочаровывать, но молодость моя (даже в категории учёного) прошла «как с белых яблонь дым»: за плечами 20 лет преподавания в университете, сын стал студентом, уже вот-вот мои выпускники аспирантуры перестанут быть молодыми учёными, поэтому соглашусь (первый раз в жизни) на «зрелого преподавателя высшей школы».

Всё, чем я увлекался в науке ещё школьником, затем детально изучал в университете, можно объединить ёмким определением «экология растений» – индикационная ботаника, позволяющая проводить диагностику состояния природных экосистем по многим критериям для различных ситуаций: промышленное загрязнение, техногенные воздействия, другие факторы человеческой деятельности. Диссертацию я успел защитить как раз накануне «оранжевой революции» в 2004 году по вопросам загрязнения тяжёлыми металлами северных промышленных узлов Донбасса.

Работа эта для меня всегда была интересной и ни разу не скучной. Первый аргумент: одно только то, что мне постоянно везло на всякого рода приключения во время сбора растительного материала. Вот представьте: городская свалка или территория в зоне влияния металлургического комбината, заросли полыни и амброзии… и стоит молодой парень в роговых очках с огромным рюкзаком за спиной, в руках пробирки со всяческим фиксаторами, красителями, ножницы, сапёрная лопатка, карандаш, этикетки. Никогда и никого я не оставлял равнодушным. И даже если сейчас, стоя на остановке общественного транспорта, начинаю внимательно рассматривать какое-то растение, а иногда ещё и фотографировать (!), то у всех прохожих сразу появляется неподдельный интерес.

И пока я ещё был молодым учёным, всё было сравнительно успешно: 25 патентов на изобретения, монографии в дальнем зарубежье, требуемые на то время научные публикации, учебники, многочисленные поездки на конференции, работа в составе жюри олимпиад, конкурсов. Молодость без сожалений прошла в успехах и увлечениях, теперь забота моя больше о коллективе, который я с 2014 года возглавляю, – кафедра ботаники и экологии Донецкого национального университета.

– Вы занимаетесь изучением природы и экологии Донбасса, да? Какое основное направление изучаете?

– Так или иначе, природой и экологией занимаются все. Абсолютно все. Даже те, кто ничем не занимается, являются частью системы. Как понятие «природа», так и понятие «экология», проникло во все без исключения сферы осознанной человеческой деятельности.

Аргумент второй: «природа» – это всё что угодно (живая, неживая, социальная и другие), так же и «экология» – наука о связях и всех формах взаимодействия. Это материальный мир познания. Но не исключаю тот факт, что сам являюсь объектом изучения для других систем. Наверное, у всех преподавателей есть такое ощущение, что изучают не только его предмет, но и его самого: «Ты сдал Сафонова?» – «Нет, завтра пойду сдавать», – можно часто слышать в кулуарных беседах студентов.

– Расскажите, где работаете сейчас.

– Я доцент Донецкого национального университета, заведующий кафедрой ботаники и экологии, заместитель декана по научной работе на биологическом факультете.

Аргумент третий: помимо обязательной административной работы я курирую самую большую в Донецкой Народной Республике студенческую олимпиаду естественно-научного профиля – по учебной дисциплине «Экология», отвечаю за проведение Республиканского студенческого конкурса по интегрированному тематическому направлению «Науки о жизни», нескольких научных конференций, семинаров, являюсь членом редакционной коллегии специализированного журнала «Проблемы экологии и охраны природы техногенного региона».

– Как не побоялись остаться после начала СВО? Ведь есть случаи, когда вузы ЛДНР всем коллективом перемещались на украинскую территорию. Вы сразу поддержали идею Русской весны и возвращения в Россию?

– Как факт наличия идеи «Русская весна» не произошла в 2014 году. Тут скорее речь идёт о спусковом механизме. Хотя сама идея не может быть привязана ко времени. Поэтому. Аргумент четвёртый: за последние уже скоро как 9 лет мне неоднократно приходилось публично выражать свою точку зрения. Одной из первых резонансных статей была «Молчать не буду. Операция «Винница» – ПРОФАНАЦИЯ!». Любознательные читатели с лёгкостью смогут найти эту статью в Интернете. Забавным мне кажется факт, что в первые 20–30 минут с момента публикации в социальных сетях этого обращения украинские СМИ ещё писали, что я «закликаю», что в переводе на русский язык обозначает «призываю» студентов оставаться в Донецке, а потом резко поменяли в своих статейках глагол на «залякує», что значит «запугивает». И тут я понял, что мной занялись лингвистические профессионалы, но суть вещей они не изменили. ДонНУ устоял (!), не только восстановил, но и увеличил контингент студентов, мы на факультете сохранили все кафедры, все научные школы. Нам есть что сказать и чем гордиться. Мы продолжаем работать. И далее аргумент пятый: отрывок моего выступления на пленарных заседаниях Международной конференции «Донецкие чтения»:

«Меня ни как биолога, ни как гражданина никто до сих пор так и не спросил: что такое РУССКИЙ МИР? Есть ли научная версия? Как объяснить это понятие? Не лозунгами, не эмоциями, не даже публикациями, а вещественными процессами. Доказуемо ли это понятие на уровне материи? Так вот, по моему большому убеждению, конечно, ДА! Я уже рассказывал о хромосомах. Есть много того, что формирует историческую память на молекулярном уровне. В целом учёные называют такие следы памяти эпигенетическими метками. Так вот, речь пойдёт сейчас о современной цивилизации и миропорядке. Не о тех цивилизациях (с фараонами, царями и императорами) – а о современной. Когда ход Второй мировой войны был уже предрешён. Постепенно, но стремительно МИР пунктиром был разделён внешне на страны со своими идеологиями. А по сути, в сознании всех людей (а значит, и во внутреннем самоопределении) МИР был разделён на ПОБЕДИТЕЛЕЙ и тех, кому не досталась победа. Таких стратегически правильно назвать РЕВАНШИСТАМИ. Очень глубоко и надёжно в каждом победителе и его потомках остался след ПОБЕДЫ (!) – это оправданная качественная МЕТКА, позволяющая пережить голод, разруху, эта МЕТКА заставляет строить, созидать, развивать. Знать, что ты лучший – это значит и поступать как лучший – быть сильным и самодостаточным. И очень жаль, что часть населения в одной из стран-победительниц в Великой Отечественной войне на хромосомном уровне не имела отметки осознания победы. Эти люди постепенно размножались и собирались толпами, надевали на головы кастрюли и годами репетировали свою, другую, победу организованными подпрыгиваниями на центральной площади, называемой майданом независимости. В лучших традициях первобытнообщинного строя».

Вы изучаете освоение земель Донбасса? Скажите, увязывается эта тема с историографией и связями Донбасса с Россией, а не Украиной? Всё же осваивали земли кряжа русские люди. Вы занимаетесь этим направлением изучения тоже?

– Мы проводим некоторый ретроспективный анализ состояния природных сообществ, но в основном для выяснения тенденций развития и прогноза. Историография – область не нашей компетенции. Но в ботанике сотни примеров, когда виды растений, занесённые разными способами из других территорий, проявляли и проявляют агрессивные стратегии по выживанию и вытеснению аборигенных видов.

Если отойти от моей науки и сказать от имени жителя нашего региона, то аргумент шестой: Донбасс – область рискованного земледелия и работящих людей, конкретных и открытых, прямолинейных, но искренних. Это регион созидателей, людей, которые умеют и хотят работать. Это не в сравнении, это я о тех, кто меня окружает.

Как изменилась система образования в вашем вузе за прошедшие восемь лет? Чем они отличаются от украинского периода Донбасса?

– Я скажу точно, что система изменилась везде. И везде изменились люди, поколения меняются стремительно: больше знать и меньше думать – это объективная проблема всего человечества. Жареные факты побеждают над не до конца осознанными аргументами. В биологии, какой бы она ни была фундаментальной, каждый год много открытий, это объективно насыщает нашу жизнь. Но база естественно-научного знания остаётся прежней.

Аргумент седьмой: сейчас (при вхождении республик Донбасса в состав Российской Федерации) больше перспектив модернизировать материально-техническую оснащённость в Донецке. Для этого есть все предпосылки и уверенная работа нашего руководства, непосредственно ректора нашего университета профессора, доктора физико-математических наук Светланы Владимировны Беспаловой.

Не чужды воюющему Донбассу и вопросы экологии. Вы участвовали в конце осени прошлого года во II Международной онлайн-конференции «Библиотеки, экология, устойчивое развитие: теория и практика» и представляли там доклад «Экологические разработки в Донбассе». Расскажите нам немного о них.

– В целом сотрудники нашей кафедры приняли участие более чем в 20 международных конференциях только в 2022 году. Особенность указанной вами конференции была в её интеграционном формате. Аргумент восьмой: реализуемые научные работы в Донбассе являются не только объектом интеллектуальной собственности, но и основой для широкомасштабного просвещения, в том числе благодаря проводимому библиографическому анализу и непосредственной работе с населением.

Какие основные задачи стоят сейчас перед экологами Донбасса, России в целом? Вы взаимодействуете с российскими коллегами?

– Это очень большой вопрос. Задачи всегда целесообразны: сделать условия проживания человеческой популяции достаточными для обеспечения стабильных популяционно-демографических показателей.

Отмечу, что основную свою задачу вижу в привлечении молодёжи к научной деятельности и подготовке высококлассных специалистов для производства.

Аргумент девятый: квалифицированный выпускник биологического факультета обязательно востребован на современном рынке труда. Но для этого нужно много преодолеть: в теории и на практике. Начинается всё с увлечения, именно оно лежит в основе успешных технологических процессов.

Да мы же сами уже российские коллеги (это был десятый и во многом решающий аргумент этого интервью). В ДонНУ на сегодня действует более 50 договоров о сотрудничестве. Самый важный и основной для нас вуз-партнёр – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Я специально не буду перечислять всех наших коллег, чтобы никого не обидеть ни местом в списке, ни конкретикой помощи для нас. Смею только заверить, что в рассматриваемых всех проектах мы не планируем быть кому-то обузой или односторонними потребителями материальной помощи. Мы готовы на долгосрочной основе работать над теми проектами, которые будут взаимовыгодными и в то же время целесообразными для экономики нашего региона.

Какие планы в наступившем году у вас и ДонНУ?

– Я вернусь к своему докладу на «Донецких чтениях»: формы жизни, населяющие нашу планету сегодня, – это победители. Все ныне живущие – это победители, прошедшие суровый отбор из поколения в поколение, чтобы быть живыми сейчас. Русский мир состоит из осознанных победителей, чья генетическая программа и молекулярная память реализуются в идеалах достоинства и доблести. Идёт жестокая борьба на уничтожение. Выживет тот, кто победит. Наше дело правое, победа будет за нами! Поэтому на сегодняшний день программа минимум и программа максимум – выжить.