Как работает пропаганда

Как работает пропаганда

Воздействие пропаганды на человека в современных реалиях становится всё мощнее. Помогают манипуляторам массового сознания в этом и технический прогресс, и старые работающие по сей день приёмы. Между тем пропаганда стирает границы индивидуальности человека, блокирует его способность мыслить самостоятельно и, как следствие, иметь своё собственное мнение. Люди становятся серой массой, готовой идти строем за первым попавшимся пропагандистом. Сегодня мы рассмотрим основные признаки, благодаря которым в наши дни можно легко вычислить любого манипулятора.

Главной целью пропагандистов является создание необходимого им «единственно верного» общественного мнения вокруг того, или иного вопроса. Как известно, основными и наиболее мощными платформами пропаганды являются СМИ – телеканалы, радиостанции, печатные издания и их интернет-сайты. В последние годы перечень инструментов, подходящих для манипуляции массовым сознанием, существенно расширился. Теперь успешно используются соцсети и мессенджеры, численность пользователей которых уже не уступает масштабам аудитории центральных каналов ТВ.

Для достижения своей цели пропагандисты используют множество приёмов. Сегодня мы рассмотрим самые типичные из них.

Одним из убойных психологических трюков пропагандистов является навешивание «ярлыков». Не касаясь актуальной политики, приведём один пример. Допустим, целью одной из пропагандистских программ на ТВ является продвижение идеи самодержавия. В таком случае оппоненты – сторонники народовластия – незамедлительно будут объявлены «коммуняками», «совками» и «люмпенами». Телезритель, услышав столь неблагозвучные эпитеты в самом начале программы, в ходе дальнейшего просмотра подсознательно не захочет ассоциировать себя с оппонентами пропагандиста. У «самодержца» в ходе обсуждения конкурентов быть не должно.

И это сейчас далеко не самый яркий пример навешивания «ярлыков». Буквально на днях в одном из телешоу ведущий в течение только первых пяти минут программы назвал одного из немецких чиновников «мразью конченой» и «сволочью», а канцлера ФРГ Олафа Шольца — «скотом» и «мерзостью». Как вам такой способ привлечения внимания зрителей, и имеет ли он хоть какое-то отношение к журналистике? А ведь подобные «ярлыки» вбиваются как гвозди в сознание обывателя, и происходит подобное не только на ТВ. Мы можем увидеть это явление и на страницах газет, и в выпусках блогеров на платформе YouTube, и в многочисленных постах в Telegram. Принцип везде один.

Ещё одним из основных приёмов, используемых пропагандистами, является односторонняя подача информации. На те же студии ТВ приглашаются единомышленники и начинают совместно штудировать поставленный в повестку программы вопрос. Другие варианты мнений, которых в обществе немалое количество, либо остаются незамеченными, либо односторонне подвергаются жёсткой обструкции.

Тем не менее мы помним и множество примеров, когда на политических ТВ-шоу появлялись так называемые агенты-провокаторы с якобы особым мнением. Всё это, зачастую заканчивалось потасовками и недостойным нормального человека поведением участников телепрограмм. При этом роль «агента-провокатора» и сумма заработка оговаривались с «актёром» ещё до съёмок передачи.

Большое значение для успешной пропаганды имеет выбор экспертов. Лидером мнений может стать только известный и заслуженный в определённых кругах человек. Никому не известного «Васю Пупкина» слушать никто не захочет, а знаменитостям могут поверить многие. Само собой, появление сонма влиятельных лиц в центральных СМИ предполагает соответствующие расходы. Известно, что только с января по март 2022 года по статье «Средства массовой информации» из федерального бюджета было выделено 17,4 млрд рублей. Такую сумму в своём отчёте приводит Минфин РФ. Годом ранее тот же показатель за аналогичный период составлял 5,4 млрд рублей, что в три раза меньше. Получается, что своих «говорунов» оплачивают сами россияне.

Пропаганда продолжает литься мощным потоком по всем информационным каналам, сметая на своём пути здравый смысл. Вниманию людей предлагаются вырванные из контекста слова и события, неподтверждённая информация и даже несуществующие факты. Понятно, что к профессионализму в сфере журналистики всё это никакого отношения не имеет. А могло бы быть всё по-другому.

Профессиональный журналист пользуется лишь проверенной информацией и учитывает мнения разных сторон. Он не проявляет необоснованных эмоций и соблюдает элементарную этику. Читателям, телезрителям и радиослушателям – то есть, всем нам – можно лишь посочувствовать. Признаков профессионализма в информационном пространстве в наши дни становится всё меньше и меньше.

И тут ещё могут быть вполне уместными слова главного героя фильма «Брат-2» Данилы Багрова, который отмечал, что сила русских – в правде, а не в деньгах. А если правда на нашей стороне, то зачем нам опускаться до уровня пропаганды?!

Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции