Екатерина Шумакова окончила факультет актёрского искусства и режиссуры РГИСИ. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Универ», «Оптимисты», «Мажор-3», «Девушка с плеером», «Тень за спиной», «Дайвер», «Полёт», «Проект «Анна Николаевна», «Последствия», «Бывшая», «Ёлки-8», «Мама, я дома», «Ловец снов» и др. В российский прокат вышел психологический триллер «Ночной режим», где Катя Шумакова сыграла одну из главных ролей.
— Катя, как вам работалось на съёмочной площадке «Ночного режима» с Павлом Табаковым и Андреем Мерзликиным?
— В основном я была в кадре с Пашей, с ним всё было прекрасно, у него отличное чувство юмора.
— Хотя это психологический триллер и там, вроде, не до смеха, верно?
— Понимаете, очень важно, когда на площадке дружеская атмосфера, несмотря на то, какой материал снимаете – триллер, драму, боевик. Если у вас хороший коннект с партнёром, вы чувствуете друг друга, шутите вместе, это всё потом видно в кадре.
— Вот «Ночной режим» — триллер. А в чистом ужастике вы снимались?
— Да, «Бывшая», фильм вышел в прошлом году. Сама я не люблю смотреть ужастики, слишком впечатлительная. Но когда снимаешься в подобном жанре, потом смотришь на все эти истории по-другому, через призму профессиональной деятельности. Ненастоящая кровь, ненастоящие скрюченные руки. И нестрашно. Но есть ужастики, которые не показывают мокруху, психологические. Когда психологическое давление, смотреть страшнее.
— А какие у вас в жизни есть страхи?
— Я очень боюсь змей. Не знаю, почему. Мне часто снятся сны, где на меня нападают змеи. И ещё боюсь замкнутых пространств. Есть такой фильм – «127 часов», когда у парня застревает рука в скале, и он не может её вытащить. Очень мощное кино, потому что там человек проходит все стадии отчаяния, гнева, принятия. И, в конце концов, отрезает себе руку. Вот этого боюсь – когда ничего нельзя сделать.
Боюсь летать. Летаю много, но всегда для меня это стресс – находиться в подвешенном состоянии, не иметь возможность контролировать процесс, ведь полёт от тебя не зависит. С 2018 я стала бояться летать, когда отправилась в Лондон, одна…
— На съёмки совместного с англичанами фильма «Девушка с плеером»?
— Да.
— Хорошо изучили Лондон? Может, влюбились в него?
— Не мой город. Я очень люблю, например, Париж, но вот Лондон для меня – слишком мужской. Он заряжен на постоянные передвижения, на решение деловых вопросов, такая в нём мощная энергия, что ты встраиваешься в поток и должен в нём существовать. Серо-коричневый такой мегаполис. Кстати, визуально напоминает Питер. Хотя в Лондоне, конечно, прикольно, там можно найти любые возможности для творческой реализации – молодым артистам, уличным художникам, музыкантам.
— Финансовая столица мира!.. А чем запомнились съёмки, ведь команда была сплошь заморская? Как с языковым барьером?
— Всё было супер. Да, всего несколько человек из России – оператор, художница по гриму, гафер и я. Все остальные иностранцы. Проблем с языком у меня не было, я знаю английский, французский, испанский. Вообще крутой опыт, я чувствовала, что мы делаем сообща большое дело, на разных языках, соединяясь в творческом процессе.
— С кем из маститых актёров старой школы вы снимались? Чем они вас поразили, чему научили?
— Например, я снималась со Светланой Немоляевой, Лией Ахеджаковой в сериале «Золотые соседи». Наблюдала со стороны, как они работают, как относятся к роли, к своему костюму, гриму. Очень бережно и ответственно, с любовью. Это бездонный кладезь актёрских знаний! Было интересно с ними просто общаться – на разные темы.
Конечно, такие актрисы, как Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова отличаются от многих современных актрис своим подходом к работе, как я уже сказала. Они относятся к профессии с большой любовью и каждую роль разбирают очень подробно. Но мне импонирует, что сейчас появляется много молодых ребят с таким же подходом к актёрскому ремеслу. Везде есть свои приёмы. Если брать американскую школу, там многие актёры совершенно по другим методикам играют. Самое главное – результат. Актёры старой школы много работают над собой, над своими ролями. Причём, у них есть интерес к любой роли, даже самой маленькой. В каждой находят какой-то плюс, чтобы двигаться вперёд.
— Вы снимались в последних «Ёлках-8». Попадание в такой раскрученный проект – это ведь признак определённой популярности, верно?
– Я особо об этом не думала. Но «Ёлки» действительно масштабный проект и оказаться там – удача и счастье. И к тому же классный фильм, добрый, про любовь. В «Ёлках-8» я играла с Олегом Гаасом. Роль была интересна своим перевёртышем. Моя героиня – неоднозначная, только в конце истории мы понимаем, в чём соль. Чем мне ещё нравится проект – там сплошь молодая команда. И очень круто, что создатели «Ёлок» дают возможность поработать молодым режиссёрам, сценаристам, актёрам. На это нужно решиться, проявить определённую смелость. Некоторые режиссёры новелл из «Ёлок» сняли всего одну-две картины. Но количество фильмов не важно, ты можешь снять один, и он может быть гениальный.
— Вы снялись в исторической картине «Оптимисты» — про советских дипломатов. Интересно было погружаться в ту эпоху, узнавать разные мелочи того времени, стили в одежде, музыку, как тогда люди говорили?
— Это вообще круто, когда актёр оказывается в новом для себя временном контексте. И «Оптимисты» — это ещё такое интересное время: 60-е, оттепель, рок-н-ролл. Такое кино даёт возможность пофантазировать. А с другой стороны, ты интересуешься, как реально жили люди в то время, достоверно ли я сейчас существую. Потому что, если мы посмотрим советские фильмы, то там какая-то другая речь, другой взгляд у людей, другое восприятие мира. Было любопытно узнать, как человек 60-х годов рассуждает, какими категориями живёт.
— То есть, вы судили об этом по фильму «Я шагаю по Москве», или всё-таки справлялись у первоисточника, так сказать?
— Мне кажется, я больше взяла из рассказов бабушки. Моя мама родилась в 60-х, бабушке тогда было лет 30. Она очень романтично описывала то время, кстати, это было очень похоже на картину «Я шагаю по Москве». Я смотрела фотографии, где люди улыбались, веселились, танцевали. Очень романтичная история, как бабушка познакомилась с моим дедушкой. Когда мы снимали «Оптимисты», бабушки уже, к сожалению, не было в живых, но я помню всё из детства, из внутренних личных архивов.
Мне нравится мода 60-х, у нас были потрясающие костюмы. Поскольку я играла девушку из дипломатической среды, она одевалась со вкусом. Некоторые наряды специально отшивались для съёмок, а некоторые были реально из того времени. Тогда, кстати, многие женщины выглядели элегантно, несмотря на низкие доходы. Мне это очень импонирует. Самый мой роскошный костюм – от Шанель, он был 42-го размера, и я специально похудела, чтобы в него влезть.
— А в жизни вы модница? Следите за новыми веяниями, гоняетесь за брендами?
— За брендами не гоняюсь, вырабатываю собственный стиль. Я вообще в дальнейшем хотела бы, возможно, заниматься дизайном одежды, я рисую, мне нравится сочетания цветов. Это очень интересно, когда ты материализуешь свой внутренний мир не только через формулу «заработал-купил», а и через трансляцию в какие-то красивые предметы, дизайн, одежду. Вот я в квартире делаю ремонт, и мне очень нравится выбирать всякие элементы декора, детали, потому что это моё продолжение. Человек уходит после смерти, а предметы, которыми он был окружён, остаются. Они существуют дольше, чем живое существо. Меня всегда поражало: человека уже нет, а его вещи хранятся 50, 60 лет.
— И образы на экране живут дольше тех, кто их воплотил. Будут жить лет сто!
— Надеюсь.
— Вы сыграли в сериале «Дайвер». Не пришлось на съёмках погружаться с аквалангом? Чему вы вообще специально обучались для той или иной роли?
— Погружаться не пришлось. Чему обучалась? Вот в сериале «Ловец снов» я играю криминалиста. Там мы учились стрелять из пистолета «ТТ», и это был интересный опыт. Ты понимаешь, что он реально весит полтора килограмма, но для тебя — все 10. И было сложно. Поражаюсь американским актёрам, которые с лёгкостью вскидывают пистолет, стреляют, дерутся, бегут. Я и сама стараюсь чему-нибудь обучаться постоянно. Например, сейчас осваиваю верховую езду. Надеюсь, когда-нибудь мне это пригодится.
— Кстати, лошади – умные животные, или пугливые, глупые?
— Они разные, как и люди. У каждого человека есть свой характер, и у животного он есть. Я занимаюсь с двумя лошадьми. Они абсолютно разные – по скорости, восприятию, характеру. Иногда они забавные, могут шутить. Могут тебя прикусить, ждать потом, как ты оценишь их шутку. Могут дразнить: скачет, скачет – потом встанет. Знает, что ты будешь злиться. Стоит и ждёт. На самом деле, лошади — умные. Вообще все животные, по большей части, умные.
— А вы когда-нибудь с животными снимались?
— Да, в одном проекте, который ещё не вышел, мы много снимались с собаками. Это непросто, животные же чувствуют, когда ты даёшь слабину, если ты бесхарактерный, уставший. Здесь нужно соблюдать грань – между жёсткостью и расположенностью, чтобы зверь тебе доверял. Если ты будешь очень жёстким, животное будет бояться и ничего не сделает. Это золотое правило дрессировки. Дельфина, например, вообще нельзя ругать. Он просто уплывёт…
— Людей тоже желательно поменьше ругать.
— Полностью с вами согласна.