Как мэр Керчи пережил утро 8 октября

Как мэр Керчи пережил утро 8 октября

С тех пор Святослав БРУСАКОВ держит собаку накормленной, машину заправленной, ружье заряженным. На всякий случай. 

В интервью, которое «Аргументы недели» взяли у градоначальника спустя десять дней после трагедии, чувствовалось, что тот день никак для него не закончится, и было похоже, что увиденное в первые минуты после взрыва до сих пор стоит перед его глазами.

Как мэр Керчи пережил утро 8 октября

— С.БРУСАКОВ: У меня только начался отпуск. Суббота! Спозаранку собираюсь на охоту. И только нагнулся собаке ошейник прицепить, как в стороне моста «бабах (!)» – а он у меня из окна виден. Фрамуги распахиваются, собаку отбрасывает в угол. Гляжу на мост – а подсветка на арках погасла и начинает разгораться пламя. И я подумал, что ситуация плохая.

Правильней сказать – и, я уверен, что так и было – вы подумали: «Мосту капец!»

— А какими еще словами мог русский человек об этом подумать?! Но на деле оказалось все не так плохо – уцелело пол автомобильной и железная дорога. 

И вы сразу ружье в руки и на мост?

— Да. Как был увешан охотничьей амуницией, так и примчался. И обомлел – часть дороги отброшена взрывом в море, ограждения покорежены, горят цистерны. Картина нереальная! В страшном сне не могло присниться, что наш красавец мост, наш символ, наша гордость будет лежать у меня под ногами. Злость адская была. А еще в темноте, да при отблесках огня все выглядело в сто раз ужаснее, чем позже оказалось. 

 — А взорвавшаяся машина? 

— И ее, и ту легковушку, в которой погибли люди, сбросило в море. По дороге были разбросаны осколки стекол и мелкие вещи. Я почему-то обратил внимание на валявшуюся расческу. Не знаю почему. Мост срочно перекрыли. Приехали спецслужбы. А мы срочно занялись решением вопросов по размещению скапливающихся машин и обустройством хоть какой-то жизни водителей и пассажиров. Предварительная схема была на случай неблагоприятной погоды, поэтому мы стали придерживаться ее: машины группировали на площадках-отстойниках, везли горячую еду, помогали с топливом. 

— А почему не была в полной готовности паромная переправа? Ведь все же знали, что Крымский мост – это цель номер один для украинцев

— Если бы она была не готова, то мы бы ее в тот же день не запустили! Мы благодарить должны МУП «Морские порты», которое, несмотря на столько лет простоя, на ненадобность паромной переправы, сохранило и суда, и инфраструктуру. Залили топливо в баки, вызвали команду, расчехлились, и уже к вечеру два парома начали возить машины и людей. Да, их не хватало. Но говорить, что паромная переправа была не готова – это неверно.

Но мы уже восемь месяцев воюем и предупреждали нас про мост неоднократно. Чего их раньше не заправили, не завели, не прогнали «туда-сюда» для проверки? А если бы не завелись или потекли? 

— Скажу, что, несмотря на все разглагольствования о том, как могло быть, было, как есть – причалы и паромы в сохранности, команда на месте.

Вы уверены, что экстренно набрали не абы кого?

— Сто процентов! Это были люди, раньше работавшие на этих паромах: капитан, старпом, механик, матросы. 

— Понятно. И в тот же день, но позже, на вас свалилась другая беда – паника среди горожан: очереди за бензином и скупка продуктов в магазинах.      

— Было две волны. Одна накрыла нас где-то к восьми утра, а вторая – большая – ближе к полудню. Я уже когда с моста ехал – смотрю народ на заправках нервничает. 

— А вы в камуфляже и с ружьем? Эдакий керченский шериф!

— Это вам сейчас весело, а тогда, поверьте, было не до шуток. Народ заливает полные баки, льет топливо в канистры про запас. 

— Но ведь не все вычерпали? 

— Ну, во-первых, все и не вычерпаешь. А, во-вторых, мы стали объяснять, что запас на полуострове достаточный и есть сухопутный маршрут через Мариуполь-Бердянск-Мелитополь. И к вечеру ажиотаж спал. Признаюсь – была идея ограничить выдачу «двадцать литров в одни руки», но поняли, что ничего кроме усиления паники это не даст, и отказались от этой меры. И, как оказалось, поступили правильно. 

А картинка-то утром восьмого октября в Керчи была апокалиптическая – мост горит, паромы не ходят, народ «штурмует» заправки и магазины. В воздухе пахло трагедией? 

— Пахло неопределенностью, но пахло недолго. В крайнем случае, у нас был сухопутный маршрут. А мало-помалу стала понятна картина трагедии и ситуация начала разруливаться. И я почему-то твердо верил, что уцелевшая полоса в рабочем состоянии. 

— Спустя десять дней у вас эмоциональное напряжение спало?

— Нет. И думаю, что еще долго я буду помнить увиденное и пережитое. 

— Вы отправляете фуры конвоями через Бердянск. 

— Да. Желающих собираем в колонны – бывает, в них даже по сто машин – и в сопровождении ГИБДД они едут. 

 — И вы говорили как-то, что водители опасаются этого маршрута по Херсонской области. Думают, что попадут под обстрел? 

— Нет! Что порвут колеса об осколки, что заправиться будет негде или поесть. Но, как только первые проехали и рассказали, что проблем никаких нет, то желающих стало больше. 

А почему они так долго те 350 километров едут? 

— Колонна потому что большая и, чтобы не растерять кого-то по дороге, скорость километров 50-60. Вот семь с половиной часов и получается. 

Сейчас проверка въезжающих на мост тотальная?

Да. И к этому всем надо быть готовыми. 

И, несмотря на предпринимаемые меры, председатель Госсовета Крыма обмолвился, говоря, про мост, что всякое еще может быть. 

— Соглашусь с Владимиром Андреевичем (Константиновым – примечание автора).

Давайте поговорим о телефонном терроризме. Уже вторую неделю Керчь лихорадит – каждый день «минируют» школы, детские садики, суды. Людей эвакуируют, ничего не находят. Может, стоит уже в трубку ответить: «Идите к черту!»

— На уровне города нельзя. Регламенты, пунктам которых мы следуем, составлены наверху. И мы не можем их нарушить. А там предписана эвакуация в случае сообщения об угрозе теракта. 

На уровне главы Крыма? 

— Выше. 

— Но регламенты эти были написаны до того, как те же школы попали под тот же тотальный контроль. Я слышал, что их у вас вообще круглые сутки по периметру охраняют росгвардейцы. Может, с изменением регламента, изменится и ситуация, и нервотрепка прекратится? Или никто не захочет брать на себя ответственность? 

— Ситуация сложная. Ответственность за жизнь детей высокая.

— То есть, если злоумышленники год будут звонить, то год так будет продолжаться?

— Да.  

— Вы за АКСЕНОВА не ответчик, конечно, но чего он тогда не переводит тех же школьников на дистанционное обучение? Он ведь даже заикнулся об этом, но на следующий день заявление дезавуировал. 

— Этот вопрос прорабатывается на высшем уровне, и, я уверен, Глава Крыма знает, что делает, и примет правильное решение. 

А найти звонящих не получается. 

— Этим занимаются. Но либо номера телефонов подставные, либо почтовые адреса фейковые. 

— То есть не дети хулиганят?

— Нет. Это серьезные люди, ведут серьезную работу. 

Думаете, что где-то очередную фуру готовят? 

— Не исключено. Сами понимаете, в каком мире живем. Но верим в лучшее и в нашу армию!

— Получается: охотничье ружье надо держать под рукой заряженным, а машину заправленной на всякий случай. 

— Так и делаю.